Иммунологические предикторы эффективности процессов адаптации у студентов медицинского вуза
Автор: Уразмамбетов Ринат Тахирович
Соавтор: Чеботов С. А.
ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России
Россия, Ростов-на-Дону
Актуальность. Адаптация к новым обстоятельствам жизни в условиях начала обучения в медицинском вузе служит психологическим стрессом. Нейропсихологические эффекты стрессовых факторов на гомеостатический потенциал иммунной системы могут способствовать дезинтеграции иммунореактивности.
Цель: выявление предикторов иммунной дисфункции в зависимости от психоэмоционального статуса студентов-первокурсников.
Материалы и методы. Под наблюдением находились 36 первокурсников, все мужчины, разделенные на две группы, сопоставимые по возрасту и физическому развитию: 18 – студенты лечебно-профилактического факультета (ЛПФ), 18 человек обучаются в военном учебном центре (ВУЦ). Психологическое тестирование (с использованием опросников Спилбергера-Ханина, А. Бэка, К. Роджерса и Р. Даймонда) и оценку иммунного статуса с определением основных параметров адаптивного и врожденного иммунитета проводили через три месяца после начала обучения.
Результаты. Психологическое тестирование выявило, что средние значения интегрального показателя социально-психологической адаптации у студентов ВУЦ ниже (60 и 69 соответственно). В параметрах, характеризующих потенциал адаптивной иммунной системы, а именно: количество и перераспределение субпопуляций Т-лимфоцитов, их цитолитический потенциал, число В-клеток, уровень иммуноглобулинов классов А, М, G, различий не установлено. В то же время у студентов ВУЦ по отношению к студентам ЛПФ статистически значимо снижено количество циркулирующих в периферическом кровотоке функционально активных лимфоцитов системы врожденного иммунитета. Соответственно, CD16+Gr+,109/л: 0,06 [0,02; 0,1] и 0,2 [0,14; 0,28], р=0,0001. Также выявлено снижение (р = 0,03) доли моноцитов, готовых к первичному распознаванию антигенов через TLR4. У студентов ЛПФ данный показатель (CD14+CD284+, %) равен 19 [13; 24], у студентов ВУЦ – 13,5 [10; 18].
Выводы. У военных студентов-медиков в сравнении со студентами снижены показатели социально-психологической адаптации, а также параметры иммунной системы, ответственные за процессы первичного иммунного реагирования. Отмеченные изменения определяют необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение чувства ответственности, психоэмоциональных и иммунных адаптационных ресурсов.
Читайте также
К вопросу о фенотипах бронхиальной астмы
Автор: Казимирова Ольга Васильевна
Соавторы: Югай М. Н., Вейсенберг Т. В., Финогенова А. Д.
НАО «Медицинский университет Караганды»
Казахстан, Караганда
Актуальность. Кашлевой...
Влияние на качество жизни пациентов с аллергическим...
Автор: Санникова Наталья Николаевна
Учреждение здравоохранения «Солигорская центральная районная больница»; Государственное учреждение «Республиканская больница спелеолечения»
Беларусь,...
Комментарии (0)